Get Adobe Flash player

Межрегиональная научно-практическая конференция 

 «Диалог культур: реализация этнокультурного компонента в содержании образования»

Аминова Лариса Салимовна,

учитель  начальных классов

МАОУ ООШ №52 города Тюмени

Роль семьи в формировании национального самосознания ребенка

"Изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя",- писал выдающийся русский историк И. О. Ключевский, - без знания истории  семьи, рода должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как  и для чего мы живем, как и к чему должны стремиться».  

В современной  школе  наметились тенденции в усилении поликультурности организации образования и воспитания учащихся, которые предполагают  учет культурных и воспитательных запросов  разных  народов. Организуется взаимодействие между людьми с разными  устоями и традициями.

 При работе с младшими школьниками остро встает вопрос о нравственном, духовном, этнокультурном образовании и воспитании.  Одним из верных способов решения этого вопроса является педагогическая работа с ближайшим окружением ребенка - его семьей. В семье закладываются основы личности, она является образцом для подражания  и играет ни с чем несравнимую роль в становлении подрастающего человека как личности.

В условиях изменившейся социально-исторической ситуации рушится опыт семейной жизни наших предков, т.к. у цивилизации есть и негативные стороны. Теряются самобытность семьи и основы национального воспитания. В связи с этим у меня, как у педагога, возникло  желание использовать в своей работе  лучшие  традиции  воспитания  детей в татарской семье  и нахождение путей  положительного воздействия на подрастающее поколение. Свою педагогическую работу я начала с родительского собрания, на котором было проведено анкетирование среди родителей, для  того, чтобы выявить, как они приобщают своих детей к национальной культуре, рассказывают ли ребенку о своих предках, существуют ли в семье традиции, так как  через семью ребенок впервые познает мир во всем его многообразии и сложности. Обработав  данные анкетирования, я  пришла к выводу, что большинство  татарских семей чтут и помнят историю своего народа  и даже дают жизнь новым традициям.

Как один  из методов тесного сотрудничества с семьей, я использую метод творческих проектов с применением этнокультурного компонента, который не теряет своей актуальности, так как интересен не только учащимся, но и их родителям.  Так, в этнокультурном проекте «Игры татарского народа» участвовали  дети, родители, бабушки, дедушки. Были представлены различные формы презентаций: доклады, викторины, музыкальные номера, флэшмоб, а также  совместно с родителями были проведены татарские национальные игры. На всех этапах  реализации проекта родители тесно сотрудничали со своими детьми: помогали в поиске источников  информации, поощряли и поддерживали энтузиазм участников проекта, помогали преодолевать трудности, шла обратная связь с педагогом.

В современных условиях родителям и учителям при организации воспитательной работы с детьми в семье и школе важно знать традиции народов проживающих совместно, характерные черты их образа жизни и семейных устоев. Это поможет воспитать у подрастающего поколения правильное, уважительное отношение к культурным ценностям своего народа, а также будет способствовать формированию высокой культуры межнационального общения.

 

Почтовый адрес:
625043, г.Тюмень,
ул. Казаровская, 23А
Корпус №1
ул. Казаровская, 23А

Директор:
(3452) 71-02-20
прием по личным вопросам:
вторник с 09.00 до 17.00
обед: 13.00-14.00
Заместитель директора:
(3452) 91-55-65
прием по личным вопросам: 
вторник с 09.00 до 17.00
обед: 13.00-14.00
Корпус №2
ул. Казаровская, 35.

Бухгалтерия:
(3452) 78-46-81

Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.